РусскийБеларускi

 

Комитет по образованию Мингорисполкома
Управление образованиЯ  администрации Советского района г. Минска

Государственное учреждение образования
«Ясли-Сад №445 г. Минска»

 

 

 

Меню раздела

 

статистика посещений

Яндекс.Метрика

 


Формирование взаимоотношений детей

в сюжетно-ролевой игре

 Игра - самостоятельная деятельность дошкольников. В игре, как во всякой творческой коллективной деятельности, происходит столкновение умов, характеров, замыслов. Именно в этом столкновении складывается личность ребёнка, формируется детский коллектив. При этом обычно наблюдается взаимодействие игровых и реальных взаимоотношений. Если ребёнок увлечён своим замыслом, своей ролью, игровые взаимоотношения побеждают. Если же он равнодушен к игре, наблюдается другая картина: роль мало влияет на его поведение, его взаимоотношения с товарищами. Только та игра, которая захватывает ребёнка, мобилизует его ум и волю, пробуждает сильные чувства, может подчинить замыслу эгоистические побуждения, дурные привычки.

 Детский коллектив в игре формируется постепенно, под влиянием работы воспитателя.

 Формирование игрового коллектива зависит от содержания игры, богатства замысла, в свою очередь сам факт образования коллектива оказывает влияние на развитие игрового творчества. Умение организовать игру, сговориться, распределить роли необходимо для того, чтобы получилась увлекательная игра. Даже при достаточных знаниях, богатых впечатлениях об изображаемом замысел не осуществляется, если у детей не воспитаны моральные качества, необходимые для коллективной творческой игры.

 Организация детского коллектива в игре - и предпосылка успеха работы, и один из её результатов. Чтобы поддерживать и развивать интересы детей, их активность, самостоятельность, целенаправленность, необходима организация детского коллектива, а сформированность, наличие перечисленных выше качеств помогают установлению дружеских взаимоотношений, приобретению навыков коллективных действий. Высокий уровень игрового творчества, богатое содержание игр, сплочённый общими интересами коллектив - всё это достигается благодаря длительной вдумчивой работе педагогов.

 Существует два взаимосвязанных пути формирования детского коллектива:

через игровой образ;

через выполнение принятых в группе норм поведения.

 С одной стороны, в игре проявляется культура поведения, воспитанная у детей вне игры. С другой стороны, увлекательное содержание детских игр способствует развитию дружеских чувств, сплачивает детей. Такое единство игровых и реальных взаимоотношений помогает создать нравственную направленность поведения детей.

 Рекомендации для воспитателей.

С первых дней пребывания ребёнка в детском саду важно расположить его к воспитателю, товарищам, облегчить переход к новым условиям жизни.

В групповой комнате должно быть достаточно игрушек, чтобы ребёнок имел возможность выбрать самую для него привлекательную.

Воспитателю необходимо выяснить (при помощи наблюдений), во что любит играть каждый ребёнок, как каждый из детей относится к сверстникам, кто из детей умеет играть вместе.

Необходимо создавать условия для индивидуальных игр, а также для "игр рядом". С этой целью воспитатель должен сам играть с детьми.

 Начало совместных игр ещё не означает, что ребёнок дружески относится к товарищам. Ему весело играть с ними, но он заботится не о них, а о собственном удовольствии. Задача педагога - пробудить в игре чувства симпатии.

Работа педагога по воспитанию у детей дружеских чувств должна начинаться с того, что он приучает детей бережно, с уважением относиться к игре товарищей.. Ребёнок построил домик, долго трудился, чтобы сделать его красивым. Воспитатель должен обратить внимание всех детей на постройку, предложить осторожно обойти её, чтобы нечаянно не задеть, показывает пример.

В младшей, средней группах объединению детей часто мешает неумение понять замысел товарища, малыши не всегда могут выразить словами свои намерения. Важно это вовремя подметить, прийти на помощь, предупредить ссору.

В более старшем возрасте, беседуя с ребёнком о его поведении, действуя на его сознание, воспитателю необходимо приводить в пример любимых героев, людей, которым ребёнок подражает.

Необходимо совместно обсуждать ход игры, учить согласовывать свои действия друг с другом.

С застенчивыми детьми требуется индивидуальная работа. Ребёнок не решается принять участие в коллективной игре, хотя ему хочется играть, он безропотно уступает игрушку, молча, но горько переживая обиду. Особенно трудно понять ребёнка, у которого застенчивость маскируется шалостями, заторможенность порой переходит в излишнее возбуждение. Может показаться, что у неуверенных, робких детей мало развито самолюбие, но это мнение ошибочно. Наоборот, застенчивость часто происходит от болезненного самолюбия. Отсюда излишняя обидчивость и иногда даже агрессивность. По мере того, как ребёнок приобретает веру в свои силы, он избавляется от этих недостатков.

Чтобы помочь малоактивному ребёнку войти в детский коллектив, воспитатель должен найти ему подходящего товарища, подобрать роль в коллективной игре, помочь хорошо её выполнить и тем завоевать признание товарищей. Вначале такому ребёнку предлагается интересная, но несложная роль, которая не требует организаторских умений, например, стать почтальоном или кассиром, но постепенно такого ребёнка следует привлекать и к более сложным ролям. Воспитатель должен стараться поддерживать его инициативу, всячески одобрить его, повысить его авторитет.

В старших группах воспитатель прежде всего своим примером учит детей различным приёмам организации игры, помогает в решении организаторских задач.

Самым сложным для детей оказывается научиться самостоятельно и справедливо разрешать спорные вопросы, с уважением относиться к мнению товарища, считаться с ним, проявлять самокритичность. В этом могут помочь разговоры, беседы с детьми во время возникновения таких ситуаций, при этом воспитателю необходимо быть объективным, наблюдательным, справедливым.

по материалам журнала "Пралеска" 2013, № 4

подготовила заместитель заведующего по ОД Кручинина В.Ч.

Обучение детей дошкольного возраста правилам безопасного поведения на дорогах

Проблема безопасности дорожного движения является одной из достаточно важных. Нередко ребенок недооценивает реальной опасности, грозящей ему на дороге, отчего и относиться к правилам дорожного движения без должного внимания.

Взрослые должны прививать детям привычку неукоснительно соблюдать все правила. И это необходимо делать как в семье, так и в детском саду. Часто именно родители и подают плохой пример: переходят проезжую часть в неположенных местах, сажают детей на переднее сидение в автомобиле. Распространённая ошибка родителей – «со мной можно».

Что же должен усвоить ребенок, чтобы у него сформировались навыки правильного поведения на улице? Как работать педагогу, ведь родительский пример поведения для ребенка очевиден?

   Детей необходимо знакомить с участниками дорожного движения (пешеход, водитель, пассажир), с элементами дороги (проезжая часть, тротуар, пешеходная дорожка, обочина). На занятиях в детском саду ребёнок получит представления о видах транспорта. Также необходимо знакомить детей со средствами регулирования движения и с сигналами светофора. Маленьких пешеходов надо знакомить с правилами движения по тротуарам, обочинам и правилами перехода проезжей части.

Немаловажным в процессе обучения правилам дорожного движения для дошкольников является и изучение правил поведения, посадки и высадки в общественном транспорте. Очень важным моментом в обучении детей правилам дорожного ж\движения является развитие пространственного представления и представления о скорости движения. Ребенка надо научить ориентироваться в понятиях «далеко», «близко», «слева», «справа», «сзади» по ходу движения. Также необходимо учить малышей правильно воспринимать скорость движения как транспорта, так и пешехода (быстро, медленно).В процессе обучение очень важно не пугать ребенка дорогой и транспортом. Ведь такой страх также опасен для малыша, как и беспечность и невнимательность. Нужно наоборот развивать в нем внимание, собранность, ответственность, уверенность и осторожность.

     Очень эффективным приемом обучения является чтение детских сказок, стихов, рассказов, загадок. Но все же самым действенным методом знакомства детей с правилами поведения на дороге являются игры, сюжетно-ролевые игры, игры-драматизации, развлечения. Постепенно знания дополняются, усложняются и уточняются. С целью закрепления полученных знаний организовывается игровая деятельность детей, в процессе которой они учатся применять их на практике.

             Безопасность детей на дорогах представляет собой серьезную проблему. Зачастую дети становятся виновниками ДТП, когда играют вблизи дорог, переходят дорогу в неположенных местах, неправильно входят и выходят из транспорта. Известно, что привычки, закрепленные в детстве, остаются на всю жизнь. Вот почему с самого раннего возраста необходимо учить детей правилам дорожного движения. Педагоги должны помнить, что в процессе обучения нельзя ограничиваться лишь словесными объяснениями. Говоря о причинах дорожно-транспортных происшествий с участием детей, мы часто встречаемся со словом «привычка» Привычка останавливаться перед дорогой, осматривать ее слева, справа с поворотом головы, переходить дорогу в установленных местах, заботиться о своей безопасности могут появиться только в результате кропотливой работы, когда полученный детьми теоретические знания по ПДД обязательно закрепляются систематическим практическим повторением.

         Чтобы выработать положительную привычку, необязательно вести ребенка к проезжей части. Это можно сделать и в группе, и в музыкальном зале при проведении занятии, игр, развлечений, КВНов, досугов. Главное, чтобы знания у детей формировались в системе, которая включает в себя занятия, прогулки, экскурсии и наблюдения, с учетом их возраста и окружающих условий.

         В этом должны принимать участие и педагоги и родители. Недаром говорится, что спасение утопающих – дело рук самих утопающих. Только от нас   зависит безопасность наших детей.

подготовила заместитель заведующего по ОД Кручинина В.Ч.

по материалам журнала "Пралеска " 2011 № 6, 9

 

 

 


 Министерство образования Республики Беларусь Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь           Минский городской институт развития образования (МГИРО), mgiro.minsk.edu.by

 

Дизайн сайта: Vasilevskiy A.V. Регистрационное свидетельство № 1141505772 от 25.11.2015